Monday 23 March 2015

День четвёртый. Неформальное образование

То, о чём не было рассказано ранее – каждый новый день курса начинается с благодарностей: каждый участник может поблагодарить кого угодно и за что угодно. С каждым днём список людей, получивших благодарности увеличивается – это и организаторы курса, и персонал отеля, и отдельные участники курса.
Главное темой сегодняшнего дня стало неформальное образование. Однако, прежде, чем перейти к нему, необходимо было понять, в чём же его отличие от формального и внеформального образования. Принципы, сформированные участниками, заключались в том, что при формальном образовании велика роль учителя и заранее одобренной программы, при внеформальном образовании ученик не всегда осознаёт, что он учится, но при этом процесс обучения происходит всегда – каждую минуту.

Особенностью же неформального образования является то, что цели ученика и учителя могут несовпадать – момент, который вызвал немало дискуссий, заключавшихся в том, зачем же тогда вообще ставить какие-то цели, если результат может быть каким угодно. Но, как было замечено, неформальное образование заключается в ценности приобретённого опыта и возможностях его использования, и не всегда важно, опыт ли это по теме курса или опыт общения с разноуровневыми или межкультурными группами.
После обеда было одно из самых эмоциональных упражнений курса. Каждому из участников выдалась бумажка с его ролью, снова очень контрастной – от сына банкира до беженца. Все участники выстроились в одну линию, ведущий называл какую-то характеристику (я могу позволить себе раз в неделю сходить в кино, я могу участвовать в выборах и т.д.), и после восьми шагов было предложено оценить, кто где оказался, поскольку шеренга из участников растянулась во всю ширину комнаты.
По итогам этого упражнения было очень много обсуждений – и сразу же, и во время кофейных пауз. Люди, примеряя на себе другую роль, могли увидеть, насколько разным может быть общество, и насколько легко оказаться позади всех из-за каких-то мелких вещей, которые иногда являются классификаторами положения в обществе. Кроме того, для некоторых это стало неким познанием своей личности, о чём в разговоре со мной упомянул Стас из Грузии.



По итогам же дня мы снова вернулись к тому, о чём говорили ранее: молодёжные работники, организовывающие любые мероприятия для инклюзивных групп, перед этим должны советоваться со всеми участниками, чтобы узнать, какие у них есть нужды, и какие возможности предоставляет место (город, гостиница, транспорт), для того, чтобы все участники чувствовали себя на равных. Ещё одна важная мысль прозвучавшая во время дискуссий, звучала так: вместо слова проблема нужно говорить задача, которую надо решить. Только так мы сможем перейти от слов и обсуждений к действию.

Слова участникам:
Наташа, Россия
Очень здорово, что я здесь, до сих пор радуюсь, что оказалось выбранной из более чем 300 претендентов. С одной стороны приятно, что деятельность моей организации в Самаре правильна – в этом я убеждаюсь, получая информацию по ходу курса, но в то же время здесь более глубоко прорабатываются моменты, которых я не знала, также были какие-то вещи, которые преподавались не так, как я их знала.
Замечательная атмосфера, и этот курс разрушает стереотипы (формирующиеся из-за политических процессов в разных странах) о том, что мы далеки друг от друга, на самом деле всё гораздо проще, и люди есть люди, с самыми обычными потребностями и интересами.
Индра, Латвия
Яркое впечатление сегодняшнего дня это упражнение с ролями людей, именно оно заставило задуматься о многом: о том, как разные люди воспринимают мир, о том, что стартовые позиции у всех одинаковые, но обстоятельства и возможности разные.
Очень бодрящая обстановка, несмотря на то, что вечером иногда валишься с ног, всё равно ждешь нового дня и новых встреч с людьми, где можно черпать знания и опыт.
Стас, Грузия
Самый важный момент дня для меня это то, о чём мы уже говорили – при проведении любых инклюзивных мероприятий нужно учитываться мнение людей со специальностями потребностями и не делать для них без них. Игра с ролями позволила почувствовать себя в иной роли, и эта роль обнажила какие-то мои проблемы и страхи, которые таились глубоко внутри, а также заставила задуматься о переменах в работе над собой. Также в рамках курса постоянно возникают дискуссии, неожиданные вопросы и не менее неожиданные решения.Атмосфера очень дружественная и приятная.


                                                                                               Автор – Константин Фёдоров


*Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации /материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейской Комиссии.

No comments:

Post a Comment